Решение Верховного Суда Кассационного административного суда по делу № 591/3086/16 -а 6 ноября 2018 г.: Участники боевых действий, которые принимали непосредственное участие в АТО, имеют право на досрочное назначение пенсии по возрасту.
Опубликовано:
Решение Верховного Суда Кассационного административного суда по делу № 591/3086/16 -а 6 ноября 2018 г.: Участники боевых действий, которые принимали непосредственное участие в АТО, имеют право на досрочное назначение пенсии по возрасту.

  Участники боевых действий, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, имеют право на досрочное назначение пенсии по возрасту как участники боевых действий с момента обращения, сообщает court.gov.ua

К такому выводу пришел Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда, рассмотрев дело по иску в пенсионный фонд.

Гражданин Украины, который принимал участие в АТО, обеспечении ее проведения и защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины на территориях г. Мариуполя Донецкой области, Донецкой области (сектор «Б»), в населенных пунктах: г. Марьинке и г.  Авдеевке Донецкой области, является участником боевых действий, обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочно пенсии.

Решением управления Пенсионного фонда Украины гражданину отказано в назначении пенсии. Мотивами отказа было то, что гражданин принимал участие в антитеррористической операции, а не в боевых действиях, следовательно не имеет права на назначение пенсии по возрасту согласно абз. 6 п. 3 разд. XV «Заключительные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Оценивая доводы участников дела и выводы судов первой и апелляционной инстанций, Верховный Суд указал, что справки о непосредственном участии лица в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения и защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, выданной военной частью, следует, что гражданин в период с 18 марта 2015 по 30 апреля 2015 года и с 10 мая 2015 по 7 сентября 2015 принимал непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения и защите независимости, суверените  и территориальной целостности Украины в районе проведения антитеррористической операции на территории Донецкой области в секторе «Б», в населенных пунктах - г. Марьинке., г. Авдеевке Донецкой области.

Следовательно, гражданин, обращаясь в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии досрочно, предоставил все необходимые документы, достаточные для назначения ему досрочной пенсии по возрасту на основании абз. 6 п. 3 разд. XV «Заключительные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и ст. 16 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», в частности удостоверение участника боевых действий и справку о непосредственном участии лица в антитеррористической операции, подтверждающие участие в боевых действиях.

Суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу, признав противоправными и отменив решения управления Пенсионного фонда Украины об отказе в назначении гражданину пенсии по возрасту как участнику боевых действий и обязав ответчика назначить гражданину пенсию по возрасту, как участнику боевых действий, согласно ст. 16 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» и абз. 6 п. 3 разд. XV «Заключительные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с момента обращения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

именем Украины

6 ноября 2018                                                                                                 Киев

дело № 591/3086 / 16-а производство № К / 9901/45194/18

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда судьи-докладчика Коваленко Н.В., судей: Берназюка Я.А., Грыцива М.И., рассмотрев в письменном производстве в касационном порядке дело по иску ОСОБА_2 к Сумскому объединенному управлению Пенсионного фонда Украины Сумской области, третье лицо - Главное управление пенсионного фонда Украины в Сумской области, о признании действий противоправными и побуждение совершения действий, по кассационной жалобе Сумского объединенного управления пенсионного фонда Украины Сумской области на постановление Заречного районного суда г. Суми в составе судьи Бурды Б.В. от 26 января 2017 года и постановление Харьковского апелляционного административного суда в составе коллегии судей: Кононенко З.А., Бондаря В.О., Калитки А.Н. от 7 марта 2017 года,

УСТАНОВИЛ:

ИСТОРИЯ ДЕЛА

Краткое содержание исковых требований

1. ОСОБА_2 обратился в суд с иском к Сумскому объединенному управлению Пенсионного фонда Украины Сумской области, третье лицо - Главное управление Пенсионного фонда Украины в Сумской области, о признании действий противоправными и побуждение совершения действий, в котором, с учетом уточнений, просил:

- признать противоправным и отменить решение Сумского объединенного управления Пенсионного фонда Украины Сумской области от 5 мая 2016 № 8987 и от 8 июня 2016 № 8987 об отказе истцу в досрочном назначении пенсии как участнику боевых действий;

- обязать Сумское объединенное управление Пенсионного фонда Украины Сумской области назначить ОСОБА_2 пенсию по возрасту на льготных условиях как участнику боевых действий с даты первоочередного обращения к управлению.

Краткое содержание решений судов первой и апелляционной инстанций

2. Постановлением Заречного районного суда г. Суми от 26 января 2017 года, оставленным без изменений постановлением Харьковского апелляционного административного суда от 7 марта 2017 года, исковые требования ОСОБА_2 было удовлетворены.

Признаны противоправными и отменены решения Сумского объединенного управления Пенсионного фонда Украины Сумской области от 5 мая 2016 № 8987 и от 8 июня 2016 № 8987 об отказе в назначении ОСОБА_2 пенсии по возрасту как участнику боевых действий.

Обязано Сумское объединенное управление Пенсионного фонда Украины Сумской области назначить ОСОБА_2 пенсию по возрасту, как участнику боевых действий в соответствии со статьей 16 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» и абзаца 6 пункта 3 раздела XV Заключительных положений Закона Украины «О загальнообов` язкове государственном пенсионном страховании »с 5 ноября 2015 года.

3. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, исходил из того, что истец предоставил пенсионному органу все необходимые документы, достаточные для назначения ему досрочной пенсии по возрасту на основании абзаца 6 пункта 3 раздела XV Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и статьи 16 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».

Отсутствие справки военного комиссариата о периоде (периодах) участия в боевых действиях, установленных судами обстоятельств, не может быть основанием для отказа в назначении такой пенсии.

Краткое содержание требований кассационной жалобы

Краткое изложение обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций

5. Судами предыдущих инстанций установлено, что ОСОБА_2 участвовал в АТО, обеспечении ее проведения и защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины на территориях г. Мариуполь, Донецкой области, Донецкая область сектор «Б», в населенных пунктах: г. Марьинка, г. Авдеевка Донецкой области, является участником боевых действий, что подтверждается справкой от 5 ноября 2014 № 119, выданной военной частью 3021 Национальной гвардии Украины и справкой от 7 сентября 2015 № 3388 выданной военной частью полевая почта В2231 и удостоверением серии НОМЕР_1.

5 ноября 2015 ОСОБА_2 обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочно пенсии.

Решением управления Пенсионного фонда Украины в г. Сумах от 13 ноября 2015 № 8987 ОСОБА_2 отказано в назначении пенсии.

Постановлением Заречного районного суда г. Сумы от 11 марта 2016 по делу № 591/239 / 16 -а управления Пенсионного фонда Украины в г. Сумах от 13 ноября 2015 № 8987 отменено и обязано управления Пенсионного фонда Украины в г. Сумы повторно рассмотреть заявление ОСОБА_2 о назначении ему пенсии в соответствии со статьей 16 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».

Во исполнение Заречного районного суда г. Сумы от 11 марта 2016 ответчик повторно рассмотрел заявление ОСОБА_2 и решением от 5 мая 2016 № 8987, которое было изменено решением от 8 июня 2016 № 8987, отказал в назначении пенсии истцу. Решение мотивировано тем, что лица, которые были призваны по мобилизации на военную службу в особый период не относятся к категории лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию.

6. Не соглашаясь с такими решениями ответчика, ОСОБА_2 обратился в суд с иском.

Доводы УЧАСТНИКОВ ДЕЛА

7. Кассационная жалоба обоснована тем, что истец принимал участие в антитеррористической операции, а не в боевых действиях, следовательно, не имеет права на назначение пенсии по возрасту согласно абзацу 6 пункта 3 раздела XV «Заключительные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

8. ОСОБА_2 подано возражение на кассационную жалобу Сумского объединенного управления Пенсионного фонда Украины Сумской области на постановление Заречного районного суда г. Суми от 26 января 2017 года и постановление Харьковского апелляционного административного суда от 7 марта 2017 года, в которых он просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, а обжалуемые решения - без изменений.

ПОЗИЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

9. В соответствии со статьей 16 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений, военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и полицейские, которые принимали участие в боевых действиях, а также те, которые стали инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте или выполнением интернационального долга, а также родители и жены (если они не вступили в повторный брак) военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и полицейских, которые умерли (погибли) в период прохождения военной службы (выполнения служебных обязанностей) или после увольнения со службы, но вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), заболевания, связанного с пребыванием на фронте, ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы или выполнением интернационального долга, имеют право на пенсию: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

10. Согласно абзацу 6 пункта 3 раздела XV Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений, военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, которые принимали участие в боевых действиях, а также ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо вследствие заболевания, связанного с нахождение на фронте или выполнением интернационального долга, жены (мужья), если они не вступили в повторный брак, и родители военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших (погибших) в период прохождения военной службы (выполнения служебных обязанностей) либо после увольнения со службы, но вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), заболевания, связанного с пребыванием на фронте, ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы или выполнением интернационального долга, имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту после достижения мужчинами 55 лет, женщинами - 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин.

11. Статьей 2 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что военная служба является государственной службой особого характера, которая заключается в профессиональной деятельности пригодных к ней по состоянию здоровья и возрасту граждан Украины, связанной с защитой отечества. Время прохождения военной службы засчитывается гражданам Украины в их страховой стаж, стаж работы, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной службы.

Частью 4 указанной статьи Закона предусмотрено виды военной службы, к которым, в частности, отнесены и военная служба по призыву по мобилизации на особый период.

12. В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления статуса участника боевых действий лицам, защищающим независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20 августа 2014 № 413 статус участника боевых действий предоставляется военнослужащим (резервистам, военнообязанным) и работникам Вооруженных Сил, Национальной гвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, Госспецтрансслужбы, военнослужащим военных прокуратур, лицам рядового и начальствующего состава подразделений оперативного обеспечения зон проведения антитеррористической операции ДФС, полицейским, лицам рядового, начальствующего состава, военнослужащим, работникам МВД, Управления государственной охраны, Госспецсвязи, ДСНС, ГПтС, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении й проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения.

13. Пунктом 4 Порядка предоставления статуса участника боевых действий лицам, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения определено основание предоставления лицу статуса участника боевых действий, документы о непосредственном привлечении к выполнению задач антитеррористической операции в районах ее проведения, направление (прибытие) в командировку в районы проведения антитеррористической операции, их пребывание в таких районах с целью выполнения заданий  по защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины путем непосредственного участия в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения (выписки из приказов руководителя Антитеррористического центра при СБУ о привлечении к проведению антитеррористической операции, директив, распоряжений, командировочных удостоверений, оперативных задач, журналов боевых действий, боевых донесений, дислокаций, книг нарядов, графиков несения службы, отчетов, сводок, донесений, материалов специальных (служебных) расследований по фактам получения ранений, а также другие официальные документы, выданные государственными органами, содержащих достаточные доказательства о непосредственном участии лица в выполнении задач антитеррористической операции в районах ее проведения).

14. В соответствии со статьей 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» к участникам боевых действий относятся, в частности военнослужащие (резервисты, военнообязанные), которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения.

Оценка доводов участников дела и выводов судов первой и апелляционной инстанции

15. Согласно удостоверения серии НОМЕР_1 истец имеет право на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны - участников боевых действий.

16. Как видно из справки о непосредственном участии лица в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения и защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины от 5 ноября 2014 № 119, выданной военной частью 3021 ОСОБА_2 в период с 16 сентября 2014 по 9 октября 2014 года непосредственно принимал участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения и защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в районе проведения антитеррористической операции в г. Мариуполь Донецкой области.

17. Из справки о непосредственном участии лица в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения и защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины от 7 сентября 2015 года, выданной военной частью полевая почта 3388 усматривается, что ОСОБА_2 в период с 18 марта 2015 по 30 апреля 2015 года и с 10 мая 2015 по 7 сентября 2015 непосредственно принимал участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения и защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в районе проведения антитеррористической операции на территории Донецкой области в секторе «Б», в населенных пунктах: Марьинка., г. Авдеевка Донецкой области.

18. Собранными по делу доказательствами подтверждается, что истец достиг 55 лет и имеет общий трудовой стаж более 25 лет.

19. Учитывая, что ОСОБА_2 обращаясь к пенсионному органу с заявлением о назначении пенсии досрочно предоставил все необходимые документы, достаточные для назначения ему досрочной пенсии по возрасту на основании абзаца 6 пункта 3 раздела XV Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и статьи 16 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», в частности, удостоверение участника боевых действий и справку о непосредственном участии лица в антитеррористической операции, которые подтверждают участие в боевых действиях, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу признав противоправными и отменив решение Сумского объединенного управления Пенсионного фонда Украины Сумской области от 5 мая 2016 № 8987 и от 8 июня 2016 № 8987 об отказе в назначении ОСОБА_2 пенсии по возрасту как участнику боевых действий и обязав ответчика назначить истцу пенсию по возрасту, как участнику боевых действий в соответствии со статьей 16 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» и абзаца 6 пункта 3 раздела XV «Заключительные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с момента обращения.

20. Аналогичная правовая позиция высказана Верховным Судом в постановлении от 29 августа 2018 по делу № 295/1129/17.

Выводы по результатам рассмотрения кассационной жалобы

21. При таких обстоятельствах, коллегия судей приходит к выводу о том, что решения судов первой и апелляционной инстанций являются законными и не подлежат отмене, поскольку суды, всесторонне проверив обстоятельства дела, решили спор в соответствии с нормами материального права, подлежащих применению к данным правоотношениям; в них полно отражены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов относительно установленных обстоятельств и правовых последствий являются правильными, а доводы кассационной жалобы их опровергают.

Руководствуясь статьями 341, 345, 349, 350, 355, 356, 359 Кодекса административного судопроизводства Украины,

ПОСТАНОВИЛ:

Кассационную жалобу Сумского объединенного управления Пенсионного фонда Украины Сумской области оставить без удовлетворения, а постановление Заречного районного суда м. Сумы от 26 января 2017 года и постановление Харьковского апелляционного административного суда от 7 марта 2017 - без изменений.

Постановление суда кассационной инстанции является окончательным и обжалованию не подлежит.

Судья-докладчик Н. В. Коваленко

судьи Я. А. Берназюк, М. И. Грицив

 

Читайте также
ВС / КГС: Родители обязаны содержать совершеннолетнего ребенка, который продолжает учиться после достижения совершеннолетия независимо от формы обучения до достижения им возраста, младше 23 лет
ВС / КГС: Родители обязаны содержать совершеннолетнего ребенка, который продолжает учиться после достижения совершеннолетия независимо от формы обучения до достижения им возраста, младше 23 лет
Фабула судебного акта: В этом деле о взыскании алиментов Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного гражданского суда кассационную жалобу истца удовлетворил…
Читать далее
Место жительства ребенка установлено судом может быть только одно, а периодическое проживания ребенка то с матерью, то с отцом не предусмотрено законодательством (ВССУ от 28 мая 2016г. По делу № 759/6044/15-ц)
Место жительства ребенка установлено судом может быть только одно, а периодическое проживания ребенка то с матерью, то с отцом не предусмотрено законодательством (ВССУ от 28 мая 2016г. По делу № 759/6044/15-ц)
Фабула судебного акта: Интересное дело об определении судом места жительства ребенка, подтверждает невозможность установления проживания ребенка частично у матери,…
Читать далее
Решение Верховного Суда Кассационного административного суда по делу № 591/3086/16 -а 6 ноября 2018 г.: Участники боевых действий, которые принимали непосредственное участие в АТО, имеют право на досрочное назначение пенсии по возрасту.
Решение Верховного Суда Кассационного административного суда по делу № 591/3086/16 -а 6 ноября 2018 г.: Участники боевых действий, которые принимали непосредственное участие в АТО, имеют право на досрочное назначение пенсии по возрасту.
  Участники боевых действий, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической…
Читать далее