ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВСУ (о самовольном строительстве)
Опубликовано:
ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВСУ (о самовольном строительстве)

Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 25.05.17 г. рассмотрел дело № 6-579цс17, предметом которого был спор о возмещении ущерба в порядке регресса. ВСУ сделал такой правовое заключение. Согласно ст. 7 Закона Украины «Об основах градостроительства» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) государственное регулирование в сфере градостроительства осуществляется Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Верховной Радой и Советом Министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, а также специально уполномоченными органами по вопросам градостроительства и архитектуры, другими органами в порядке, установленном законодательством. Согласно ч. 1 и 2 ст. 376 ГК жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считается самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или надлежащего проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил. Лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него. По общему правилу ч. 4 ст. 376 ГК самовольно построенное недвижимое имущество подлежит сносу лицом, которое его осуществила, или за ее счет. Согласно ст. 25 Закона Украины «Об основах градостроительства» лица, виновные в выполнении строительных работ или реставрационных работ без разрешения и утвержденного в установленном порядке проекта или с отклонением от него и самовольном изменении архитектурного облика сооружения, в процессе эксплуатации несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Согласно ст. 14 Конституции Украины земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. В соответствии со ст. 5 Закона Украины «О прокуратуре» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) на прокуратуру возложено представительство интересов государства в суде. В лице государства выступает Одесский городской совет, согласно п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) осуществляет полномочия по распоряжению землями в пределах населенного пункта. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» планировка и застройка земельных участков осуществляется их собственниками или пользователями в установленном законодательством порядке. Обращение прокурора с иском в интересах государства в лице Одесского городского совета является законным и соответствует требованиям ст. 5 и 36-1Закону Украины «О прокуратуре» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), согласно которым на прокуратуру возложена представительство интересов государства в суде, которое заключается в осуществлении прокурорами от имени государства процессуальных и иных действий, направленных на защиту в суде интересов государства в случаях, предусмотренных законом. Основанием представительства в суде интересов государства является наличие нарушений или угрозы нарушений экономических, политических и других государственных интересов вследствие противоправных действий (бездействия) физических или юридических лиц, совершаемые в отношениях между ними или с государством. Таким образом, совершение ответчиком противоправных действий в виде самовольного строительства нарушает указанные выше интересы государства, в лице которого в указанном споре выступает Одесский городской совет, согласно п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) осуществляет полномочия по распоряжению землями в пределах населенного пункта. При этом право на обращение в суд с иском принадлежит органам прокуратуры в интересах государства в лице городского совета и инспекции государственного архитектурно-строительного контроля, исходя из содержания ч. 7 ст. 376 ГПК, ст. 45 ГПК, п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), ст. 7 Закона Украины «Об основах градостроительства» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

С полным текстом постановления Верховного Суда Украины по этому делу можно будет ознакомиться на официальном сайте Суда (http://www.scourt.gov.ua) в подразделе «Постановления по делам гражданской юрисдикции» раздела «Решение Верховного Суда Украины» по ссылке:

http://www.scourt.gov.ua/clients/vsu/vsu.nsf/(documents)/02CFF53AFD29D675C22581310030C57E

 

 

Читайте также
Правовая позиция Верховного Суда Украины по взысканию задолженности
Правовая позиция Верховного Суда Украины по взысканию задолженности
Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 06.09.17 г. Рассмотрел дело № 6-151422с17, предметом которого был спор о взыскании задолженности.…
Читать далее
Правовое заключение Верховного Суда Украины о возможности апелляционного обжалования
Правовое заключение Верховного Суда Украины о возможности апелляционного обжалования
Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 06.09.17 г. Рассмотрел дело № 6-1844цс16, предметом которого был спор о разделе общего имущества…
Читать далее