Отсутствие госрегистрации права собственности на имущество не лишает лицо права пользования и владения таким имуществом (Постановление Высшего хозяйственного суда Украины по делу № 916/2876/16 от 24.10.2017)
Опубликовано:
Отсутствие госрегистрации права собственности на имущество не лишает лицо права пользования и владения таким имуществом (Постановление Высшего хозяйственного суда Украины по делу № 916/2876/16 от 24.10.2017)

В 2002 году предприятие приобрело право собственности на имущественный комплекс зданий санатория на основании решения исполкома городского совета, о чем выдано свидетельство о праве собственности на нежилые здания.

Однако, решением суда указанное решение исполкома было признано недействительным, а право собственности на комплекс зданий оставлено за государством и зарегистрировано в установленном законом порядке.

В свою очередь другим решением суда в порядке административного судопроизводства государственную регистрацию права собственности было отменено, а действия госрегистратора признаны неправомерными.

В свою очередь ВХСУ высказывая свою позицию указал на то, что в соответствии с положениями ст. 129-1 Конституции Украины и ст. 115 Хозяйственного процессуального кодекса Украины судебные решения, вступившие в законную силу, являются обязательными на всей территории Украины.

Следовательно, отсутствие регистрации решения суда как правоустанавливающего документа в соответствующем государственном реестре, как и отмена такой регистрации, которая была осуществлена, в условиях действия судебного решения не влияет на правовой статус соответствующего имущества, не лишает фактического владельца права владения, пользования или распоряжения им и наделяет его законными интересами в отношении такого имущества.

 

 

ВЫСШИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

 

24 октября 2017                                                                                                    Дело № 916/2876/16

Высший хозяйственный суд Украины в составе коллегии судей:

Председательствующий судья Судьи Могил С.К. (Докладчик), Волк И.В., Грек Б.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу частного акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" на постановление Одесского апелляционного хозяйственного суда от 21.03.2017 по делу № 916/2876/16

по иску частного акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" к 1. Государственному предприятию "Санаторий" Лермонтовский ", 2. юридическому департаменту Одесского городского совета, трете лицо Министерство юстиции Украины о признании отсутствии прав и отмене решения о государственной регистрации другого вещного права, с участием представителей

истца: Халдая И.В.,

ответчика-1: не явились,

ответчика-2: не явились,

третьего лица: Заинчковский Д.А.

У С Т А Н О В И Л:

В октябре 2016 года частное акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" обратилось в хозяйственный суд Одесской области с иском к Государственному предприятию "Санаторий" Лермонтовский " и юридическому департаменту Одесского городского совета о признании отсутствующим у ответчика-1 права хозяйственного ведения на нежилые здания имущественного комплекса общей площадью 12 663 м2 по адресу: г. Одесса, пер. Лермонтовский, 2, а также об отмене решения о государственной регистрации прав и их обременений, индексний номер 19738130 от 03.03.2015, принятого государственным регистратором Департамента государственной регистрации Министерства юстиции Украины.

Постановлением хозяйственного суда Одесской области от 08.12.2016 года привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика-1, Министерство юстиции Украины.

Решением хозяйственного суда Одесской области от 11.01.2017 иск удовлетворен частично. Признано отсутствующим у ответчика-1 права хозяйственного ведения на нежилые здания имущественного комплекса общей площадью 12 663 м2 по адресу: г. Одесса, пер. Лермонтовский, 2. В остальной части иска отказано.

Постановлением Одесского апелляционного хозяйственного суда от 21.03.2017 пункты 1, 2, 3 резолютивной части решения местного хозяйственного суда по данному делу отменены, в удовлетворении иска отказано в полном объеме. В остальном решение оставлено без изменений.

Не соглашаясь с постановлением суда апелляционной инстанции, истец обратился в Высший хозяйственный суд Украины с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а решение местного хозяйственного суда оставить в силе.

Пересмотрев в порядке обжалованное постановление апелляционного, а также решение местного хозяйственного суда, принимая во внимание пределы пересмотра дела в кассационной инстанции, коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.

Как установлено судами обеих инстанций, между Федерацией независимых профсоюзов Украины и закрытым акционерным обществом "Укрпрофздравница" 24.01.1992 подписан акт приема-передачи имущества Федерации профсоюзов Украины в собственность акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница", согласно которому Федерация независимых профсоюзов Украины передает, а Акционерное общество лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" принимает имущество территориальных санаторно-курортных учреждений профсоюзов, санаториев, домов отдыха, пансионатов, лечебных и подсобно-вспомогательных объектов, подведомственных бывшему Украинскому республиканскому совету по управлению курортами профсоюзов.

В 2002 году закрытое акционерное общество "Укрпрофздравница" приобрело право собственности на имущественный комплекс зданий санатория "Лермонтовский" на основании решения Исполнительного комитета Одесского городского совета по № 151 от 04.07.2002, о чем выдано свидетельство о праве собственности на нежилые здания № 021961 от  17.07.2002.

Во исполнение решения общего собрания закрытого акционерного общества "Укрпрофздравница" от 22.01.2003 "Об изменениях организационно-правовой структуры ЗАО" Укрпрофздравница "Одесское Дочернее предприятие закрытого акционерного общества" Укрпрофздравница "24.03.2003 по акту приема-передачи передало, а Дочернее предприятие" Клинический санаторий "Лермонтовский" закрытого акционерного общества "Укрпрофздравница" приняло в хозяйственное ведение целостный имущественный комплекс – Дочернее предприятие "Клинический санаторий" Лермонтовский "по адресу: г. Одесса, пер. Лермонтовский, 2.

Вместе с тем, решением хозяйственного суда Одесской области от 09.12.2011 по делу № 9 / 17-4164-2011, оставленным без изменений постановлением Одесского апелляционного хозяйственного суда от 14.02.2012 и постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 12.03.2013, признано недействительным решение исполнительного комитета Одесского городского совета № 151 от 04.07.2002 "Об оформлении свидетельств о праве собственности закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины" Укрпрофздравница "на объекты недвижимого имущества санатория" Лермонтовский", расположенные по адресам: пер. Лермонтовский, 2, ул. Белинского, 7 и свидетельство о праве собственности на нежилые здания № 021961 от 17.07.2002. Признано за государством в лице Фонда государственного имущества Украины право собственности на нежилые здания имущественного комплекса санатория "Лермонтовский" (перечень которых приведен в резолютивной части решения хозяйственного суда Одесской области от 09.12.2011) общей площадью 12 663 м2, находящихся в г. Одессе по ул. Лермонтовский, 2.

Кабинетом Министров Украины 21.01.2015 издано распоряжение № 52-р, согласно которому здания и сооружения санатория "Лермонтовский" по ул. Лермонтовском, 2 в г. Одессе по перечню согласно приложению отнесено к сфере управления Министерства юстиции Украины для обеспечения эффективного использования этого имущества по целевому назначению.

Законность выдачи указанного распоряжения подтверждено постановлениями Окружного административного суда города Киева от 05.05.2015 по делу № 826/2514/15 и от 27.05.2015 по делу № 826/6181/15, вступивших в законную силу.

Министерством юстиции Украины 28.01.2015 года принят приказ "О некоторых вопросах управления имуществом Министерства юстиции" № 29/7, согласно которому решено создать на базе недвижимого имущества санатория "Лермонтовский", принятого в сферу управления Минюста соответствии с п. 1 настоящего приказа, Государственное предприятие "Санаторий" Лермонтовский "(местонахождение: ул. Лермонтовский, 2, г. Одеса), а также установлено, что уставной капитал Государственного предприятия" Санаторий "Лермонтовский" формируется путем передачи в установленном порядке в него недвижимого имущества санатория "Лермонтовский"; имущество и имущественные права закрепляются за Государственным предприятием "Санаторий" Лермонтовский "на праве хозяйственного ведения.

За государством в лице Министерства юстиции Украины 14.02.2015 года зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество санатория "Лермонтовский", расположенное по адресу: г. Одесса, пер. Лермонтовский, 2.

Учитывая изложенное, а также на основании решения Департамента государственной регистрации Министерства юстиции Украины № 19738130 от 03.03.2015 государственным регистратором Регистрационной службы Одесского городского управления юстиции Одесской области в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество была внесена запись № 8932400 о регистрации за Государственным предприятием " санаторий  "Лермонтовский" права хозяйственного ведения на нежилые здания имущественного комплекса.

Однако постановлением Одесского апелляционного административного суда от 25.11.2015 по делу № 815/1468/15 признано незаконным и отменено решение о государственной регистрации прав и их отягощений (с открытием раздела), индексный номер 19351779 от 14.02.2015; признаны противоправными действия государственного регистратора Регистрационной службы Главного управления юстиции в Одесской области о внесении в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество записи о праве собственности № 8737146 от 14.02.2015 о регистрации за государством в лице Министерства юстиции Украины права собственности на нежилые здания имущественного комплекса, расположенных по адресу: Одесская обл., г. Одесса, пер. Лермонтовский, 2 и отменена эта запись; признано противоправным выдачу государственным регистратором Регистрационной службы Главного управления юстиции в Одесской области свидетельства о праве собственности № 33658051 от 16.02.2015.

Ссылаясь на то, что закрытое акционерное общество "Укрпрофздравница" (которое в 2012 изменило свое наименование на частное акционерное общество "Укрпрофздравница") законно приобрело право собственности на имущество профсоюзов, в том числе и на имущественный комплекс зданий "Лермонтовский" в г. Одессе на пер. Лермонтовском, 2, которое находится в фактическом владении дочернего предприятия «Клинический санаторий" Лермонтовский ", ссылаясь на постановление Одесского апелляционного административного суда от 25.11.2015 по делу № 815/1468/15 и отмечая, что поскольку право хозяйственного ведения является производным от права собственности , запись о государственной регистрации которого за Министерством юстиции Украины было отменена, истец обратился с иском в суд.

 

Принимая решение о признании отсутствующим у ответчика-1 права хозяйственного ведения на имущественный комплекс санатория "Лермонтовский", местный суд исходил из того, что за государством в лице Министерства юстиции Украины не осуществлена государственная регистрация права собственности на нежилые здания имущественного комплекса (запись о такой регистрацию отменено), тогда как для наличия у ответчика-1 права хозяйственного ведения необходимо, чтобы за органом управления государственным имуществом, которым является Министерство юстиции Украины, было зарегистрировано, согласно ч. 2 ст. 331 Гражданского кодекса Украины, право собственности на это недвижимое имущество. Отказывая в удовлетворении иска в части отмены решения о государственной регистрации прав и их обременений, индексный номер 19738130 от 03.03.2015, местный суд отметил, что истцом не доказан факт нарушения его прав и охраняемых законом интересов ответчиком-2, поскольку отсутствуют доказательства обращения к последнему с заявлением об отмене спорного решения.

Отменяя решение местного хозяйственного суда в части удовлетворения исковых требований и вынося новое - об отказе в иске в полном объеме, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отсутствие регистрации решения суда от 09.12.2011 в качестве правоустанавливающего документа в органах государственной регистрации не влияет на правовой статус имущества санатория "Лермонтовский", не лишает государства собственности, не предоставляет прав истцу по владению, пользованию или распоряжению им и не наделяет его законными интересами в отношении такого имущества, в связи с чем наличие или отсутствие права хозяйственного ведения у Государственного предприятия "Санаторий" Лермонтовский "не затрагивает прав истца.

Коллегия судей кассационной инстанции соглашается с выводами апелляционного хозяйственного суда об отказе в иске, с учетом следующего.

Статья 15 Гражданского кодекса Украины предусматривает право каждого человека на защиту своего гражданского права в случае его нарушения, непризнания или оспаривания.

Каждый человек также имеет право на защиту своего интереса, не противоречит общим принципам гражданского законодательства.

В решении Конституционного Суда Украины № 18-рп / 2004 от 01.12.2004 (дело о охраняемом законом интересе) определено понятие "охраняемый законом интерес", употребляемое в части первой статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Украины и других законах Украины в логически-смысловой "связи с понятием" права ", которое следует понимать как стремление к пользованию конкретным материальным и / или нематериальным благом, как обусловленный общим содержанием объективного и прямо не опосредованное в субъективном праве простой легитимный разрешение, является самостоятельным объектом судебной защиты и других средств правовой охраны с целью удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей, которые не противоречат Конституции и законам Украины, общественным интересам, справедливости, добросовестности, разумности и другим общеправовым принципам.

При этом исследование факта наличия охраняемого законом интереса на момент обращения в суд с соответствующим иском должно осуществляться во взаимосвязи с определением, соответствует ли избранный истцом способ защиты нарушенного интереса тем, что предусмотрены законодательством, и обеспечит такой способ защиты восстановления нарушенного охраняемого законом интереса истца, который, в свою очередь, не должен противоречить Конституции и законам Украины, общественным интересам, справедливости, добросовестности, разумности и другим общеправовым принципам.

В соответствии со ст. 133 Хозяйственного кодекса Украины основу правового режима имущества субъектов хозяйствования, на которой базируется их хозяйственная деятельность, составляют право собственности и другие вещные права - право хозяйственного ведения, право оперативного управления.

Частью 1 ст. 318 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что субъектами права собственности являются Украинский народ и другие участники гражданских отношений, определенные статьей 2 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 2 указанного Кодекса участниками гражданских отношений являются: государство Украина, Автономная Республика Крым, территориальные общины, иностранные государства и другие субъекты публичного права.

Статьей 326 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что в государственной собственности находится имущество, в том числе денежные средства, принадлежащего государству Украина.

Согласно ч. 1 ст. 317 Гражданского кодекса Украины собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статьей 328 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что право собственности приобретается на основаниях, не запрещенных законом, в частности из сделок. Право собственности считается приобретенным правомерно, если иное прямо не вытекает из закона или незаконность приобретения права собственности не установлена судом.

Судами обеих инстанций установлено, что решением хозяйственного суда Одесской области от 09.12.2011 по делу № 9 / 17-4164-2011, оставленным без изменений постановлением Одесского апелляционного хозяйственного суда от 14.02.2012 и постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 12.03.2013, признано недействительным решение Исполнительного комитета Одесского городского совета № 151 от 04.07.2002 "Об оформлении свидетельств о праве собственности закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины" Укрпрофздравница "на объекты недвижимого имущества санатория" Лермонт ский », расположенные по адресам: ул. Лермонтовский, 2, ул. Белинского, 7 и свидетельство о праве собственности на нежилые здания № 021961 от 17.07.2002. Признано государством в лице Фонда государственного имущества Украины право собственности на нежилые здания имущественного комплекса санатория "Лермонтовский" (перечень которых приведен в резолютивной части решения хозяйственного суда Одесской области от 09.12.2011) общей площадью 12 663 м2, находящихся в г.. Одессе по ул. Лермонтовский, 2.

В данном случае решение хозяйственного суда Одесской области от 09.12.2011 по делу № 9 / 17-4164-2011 является документом, устанавливающим право государственной собственности на имущество санатория "Лермонтовский" (перечень которого приведен в резолютивной части решения хозяйственного суда Одесской области от 09.12 .2011) общей площадью 12 663 м2.

Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 331 Гражданского кодекса Украины, если право собственности на недвижимое имущество согласно закону подлежит государственной регистрации, право собственности возникает с момента государственной регистрации.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их ограничений - это официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, обременений таких прав путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество.

То есть государственная регистрация не является способом приобретения права собственности. Она выступает лишь средством подтверждения фактов приобретения или прекращения права собственности на недвижимое имущество или других вещных прав.

При этом отсутствие регистрации права собственности в соответствии с Законом Украины "О регистрации прав на недвижимую имущество и их обременений" не вызывает лишения лица права пользования и владения принадлежащим ей на праве собственности.

В соответствии с положениями ст. 1291 Конституции Украины и ст. 115 Хозяйственного процессуального кодекса Украины судебные решения, вступившие в законную силу, являются обязательными на всей территории Украины.

Следовательно, отсутствие регистрации решения суда хозяйственного суда Одесской области от 09.12.2011 по делу № 9 / 17-4164-2011 как правоустанавливающего документа в соответствующем государственном реестре, как и отмена такой регистрации, которая была осуществлена, в условиях действия судебного решения от 09.12.2011 года, не влияет на правовой статус соответствующего имущества санатория "Лермонтовский", не лишает государства Украина права собственности, а потому и не дает прав истцу по владению, пользованию или распоряжению им и не наделяет его законными интересами в отношении такого имущества.

Кроме этого, как установлено апелляционным хозяйственным судом, решением хозяйственного суда города Киева от 11.11.2015 по делу № 916/3633/15 отказано в удовлетворении исковых требований Дочернего предприятия «Клинический санаторий" Лермонтовский "закрытого акционерного общества" Укрпрофздравница "о признании зданий и сооружений, которые расположены по адресу: г. Одесса, пер. Лермонтовский, 2, общей собственностью Министерства юстиции Украины и дочернего предприятия «Клинический санаторий" Лермонтовский "ЗАО" Укрпрофздравница ".

Учитывая изложенное, коллегия судей кассационной инстанции соглашается с выводами апелляционного хозяйственного суда, наличие или отсутствие права хозяйственного ведения у Государственного предприятия "Санаторий" Лермонтовский "не затрагивает прав истца, в соответствии с решением хозяйственного суда Одесской области от 09.12.2011 по делу № 9 / 17-4164-2011 не является собственником соответствующего имущества санатория, а потому исключает возможность удовлетворения иска в части требований о признании отсутствующим права хозяйственного ведения.

В свою очередь, поскольку в соответствии с решением хозяйственного суда Одесской области от 09.12.2011 по делу № 9 / 17-4164-2011 истец не является собственником соответствующего имущества санатория, в связи с чем его право или охраняемый законом интерес не может быть нарушен записью о государственной регистрации прав индексный номер 19738130 от 03.03.2015, соответствующие исковые требования об отмене указанной записи правильно оставлены без удовлетворения судами предыдущих инстанций.

Согласно ч. 2 ст. 1117 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, просматривая в порядке судебные решения, кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении хозяйственного суда или отклонены им, решать вопрос о достоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, собирать новые доказательства или дополнительно проверять доказательства.

Учитывая изложенное и принимая во внимание пределы пересмотра дела в кассационной инстанции, коллегия судей не усматривает оснований для отмены постановления апелляционного хозяйственного суда по данному делу, поскольку в пределах кассационного производства жалобщиком не доказано нарушение или неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 1119, 11111 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Высший хозяйственный суд Украины

П О С Т А Н О В И Л:

Кассационную жалобу оставить без удовлетворения, постановление Одесского апелляционного хозяйственного суда от 21.03.2017 - без изменений.

Судьи

Читайте также
Правовая позиция Верховного Суда Украины по взысканию задолженности
Правовая позиция Верховного Суда Украины по взысканию задолженности
Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 06.09.17 г. Рассмотрел дело № 6-151422с17, предметом которого был спор о взыскании задолженности.…
Читать далее
Правовое заключение Верховного Суда Украины о возможности апелляционного обжалования
Правовое заключение Верховного Суда Украины о возможности апелляционного обжалования
Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 06.09.17 г. Рассмотрел дело № 6-1844цс16, предметом которого был спор о разделе общего имущества…
Читать далее